Станция Томск-1

Томск

Томск – город, административный центр Томской области. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на р. Томь, в 60 км от ее впадения в р. Обь. Население – 570,8 тыс. жит. (2022) (в 1897 – 52,2 тыс. жит., в 1926 – 92,5 тыс., в 1939 – 145,1 тыс., в 1959 – 248,8 тыс., в 1970 – 338,4 тыс. жит.).

История Томска

Основан в 1604 как Томский острог по наказу царя Бориса Федоровича Годунова письменным головой из Сургута Г. И. Писемским и сыном боярским из Тобольска В. Ф. Тырковым на горе, которую впоследствии назвали Воскресенской, недалеко от устья р. Ушайка, на землях эуштинских татар князя Тояна. Данная территория входила тогда в состав кыштымских урочищ Алтысарского улуса – княжества енисейских кыргызов (кыштымами называлось зависимое, вассальное население енисейских кыргызов в Южной Сибири). Название Томскому острогу дали от р. Томи. Относительно происхождения гидронима Томь существует несколько версий: от кетского «томь/том» – река; от кетского «тума» – темный, черный; от тюркско-монгольского «том» – большой, главный. С 1604 Томск – центр Томского уезда. В 1608 из Москвы были присланы 35 «опальных» крестьян, которые стали первыми ссыльными Томска. В дальнейшем в томской ссылке побывали: А. П. Ганнибал, Г. С. Батеньков, М. А. Бакунин, Г. Г. Шпет, Н. Р. Эрдман, Н. А. Клюев и др. В 1629-1711 город являлся центром Томского разряда – территориального военно-административного округа. С 1708 Томск в составе Сибирской губернии, с 1719 – Тобольской провинции Сибирской губернии (в 1724-1726 находился в составе Енисейской провинции Сибирской губернии). В 18 в. оборонительное значение города упало. Через Томск шел Сибирский тракт, и он стал важным центром транзитной торговли.

В 1782-1796 Томск являлся областным городом Тобольского наместничества. В 1796 Тобольское наместничество было переименовано в губернию. В 1804 из Тобольской губернии была выделена Томская губерния, административным центром которой стал Томск. В конце 1820-х в Томской губернии началась добыча золота, благодаря которой город получил импульс к росту. В 1859 губернский город Томск состоял из 1995 домов с 20983 жителями. В Томске были основаны первые в Сибири: университет (1878) и высшее техническое учебное заведение – технологический институт (1896), открытые в 1888 и 1900 соответственно. В конце 19 в. Томск был одним из самых крупных торгово-промышленных центров Сибири. Однако Транссибирская железнодорожная магистраль прошла южнее Томска, и это отразилось на его развитии. В 1898 была сдана в постоянную эксплуатацию Томская железнодорожная ветвь, соединившая город с Транссибом. В конце 19 – начале 20 вв. Томск являлся одним из центров сибирского областничества.

В 1925 Томская губерния и Томский уезд были упразднены. В 1925-1930 Томск являлся административным центром Томского округа Сибирского края; в этот период он был также центром Томского 1-го (Томский Северный) и Томского 2-го (Томский Южный, Коларовский) районов. С 1930 Томск – административный центр Томского района. С 1930 Томск был в составе Западно-Сибирского края, с 1937 – Новосибирской области. В 1939 была построена железнодорожная линия Томск – Асино, которая в 1977 была доведена до Белого Яра. Во время Великой Отечественной войны в Томск было эвакуировало более 50 тыс. чел., свыше 30 предприятий, 26 учреждений и организаций, 16 научно-исследовательских институтов и различных учебных заведений, более 20 госпиталей. Промышленный потенциал города значительно возрос. С 1944 Томск – административный центр Томской области. В 1966 в Томской области началась промышленная добыча нефти. Город стал центром нефтегазовой промышленности (в 1974 был основан Томский нефтехимический комбинат). Современный Томск – важный экономический, научно-образовательный и инновационный центр Западной Сибири.

Станция Томск-1

Железнодорожная станция Томск-1 была открыта в 1898. В 1895-1898 это был разъезд Степановка. Название разъезду дали от пригородного дачного поселка Степановка, который, в свою очередь, получил название по имени местного домовладельца, томского виноторговца Степана Егоровича Сосулина, чья заимка положила начало поселку. В 1898 разъезд Степановка был преобразован в станцию и переименован в Межениновку – в честь начальника строительства Средне-Сибирской железной дороги, в том числе и Томской ветви, – Николая Павловича Меженинова (1838-1901). Станция Межениновка была удобней для пассажиров, чем ст. Томск (ныне – ст. Томск-2). Поэтому в 1909 ст. Межениновка была переименована в Томск-1.

Герб Томска

Современный герб Томска основан на историческом гербе города 1785: в зеленом поле изображен серебряный конь «в знак того, что лошади сей округи почитаются лучшими, и что у близ живущих татар находятся конские заводы». Конь символизирует историческую преемственность и экономическую мощь. Его серебряный цвет означает приверженность добру, чистоте. То, что конь не на привязи, а гарцует – олицетворяет стремление к свободе и воле. Зеленое поле щита ассоциируется с просторами Сибири, тайгой. В нижней части герба на серебряной ленте начертан зелеными литерами девиз «Трудом и знанием», который говорит о Томске как о научном центре и университетском городе. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, которая указывает на статус города как административного центра Томской области.