Станция Самара

Самара

Самара – город, административный центр Самарской области. Расположен в 1098 км к востоку от Москвы, на левом берегу Волги (Саратовское водохранилище), при впадении в нее р. Самара. Население – 1173,3 тыс. жит. (2021) (в 1897 – 91,7 тыс. жит., в 1926 – 176 тыс., в 1939 – 390 тыс., в 1959 – 806,4 тыс. жит.).

История Самары

Основан в 1586 отрядом под командованием воеводы князя Григория Осиповича Засекина как крепость Самара (Самарский городок, Самарский город). Название крепости дала р. Самара, которую впервые упоминает как Самур арабский путешественник и писатель Ахмад ибн Фадлан, посетивший в 921-922 в качестве секретаря посольства багдадского халифа Аль-Муктадира Волжскую Булгарию. Существуют разнообразные версии происхождения гидронима «Самур». Согласно одной из них, он возник в индоиранских или индоарийских диалектах ранних скотоводов со значением «летняя река/вода».

В 1646, согласно подворной переписи, в Самаре насчитывалось 117 дворов с 317 душами мужского пола (не считая чиновников и служилых людей). В 1688 Самара получила официально статус города. С 1708 Самара – в составе Казанской, с 1719 – Астраханской губернии. Во время Крестьянской войны 1670-1671 под предводительством Степана Разина и Крестьянской войны 1773-1775 под предводительством Емельяна Пугачева Самара занималась восставшими.

С 1780 Самара – уездный город Симбирского наместничества (с 1796 – Симбирская губерния), с 1851 – административный центр Самарской губернии (в то время в городе проживало 14920 жителей). Получение Самарой статуса губернского города дало мощный толчок ее развитию. В 1860 стали осуществляться регулярные рейсы пассажирских пароходов по Волге от Твери до Саратова с остановкой в Самаре. В 1877 была введена в эксплуатацию Оренбургская железная дорога (первый поезд пришел в Самару в 1875). Самара превратилась в крупный центр торговли и переработки сельскохозяйственных продуктов. Важное значение в экономике города играли торговля зерном и мукомольная промышленность (Самарская губерния славилась зерном).

В 1928 Самарская губерния была ликвидирована, и Самара стала административным центром Средневолжской области (с 1929 – Средневолжский край). В 1935 Самара была переименована в Куйбышев – в честь советского государственного и партийного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева (1888-1935), который вел в городе революционную работу. В связи с этим в 1935 Средневолжский край был переименован в Куйбышевский край (с 1936 – Куйбышевская область). В годы Великой Отечественной войны (октябрь 1941 – август 1943) Куйбышев являлся «запасной столицей» СССР: сюда были эвакуированы из Москвы правительственные учреждения и представительства иностранных государств, учреждения культуры (Большой театр и др.). Благодаря эвакуированным предприятиям в городе значительно возрос уровень промышленного производства. В 1967 в Куйбышеве появился миллионный житель. В 1991 город был переименован в Самару, а Куйбышевская область – в Самарскую область. Современная Самара – крупный экономический, транспортный, научно-образовательный и культурный центр.

Станция Самара

Железнодорожная станция Самара (в 1935-1991 – ст. Куйбышев) была открыта в 1877. Здание вокзала ст. Самара было построено в 2001 и является самым высоким в Европе (его высота со шпилем составляет 101 м).

Герб Самары

На гербе Самары на французском щите изображена в лазуревом поле стоящая на зеленой траве дикая белая коза. Щит увенчан золотой императорской короной. Впервые коза появилась на эмблеме Самары в 1730 в Знаменном гербовнике Миниха (сборник знамен полков Российской империи). Существует точка зрения, что это было связано с обилием в то время сайгаков в окрестностях города.