Станция Ижевск

Ижевск

Ижевск – город, административный центр Удмуртской Республики. Расположен в 1129 км к востоку от Москвы, в междуречье Вятки и Камы, на правом притоке Камы р. Иж. Население – 646,5 тыс. жит. (2021) (в 1897 – 41,1 тыс. жит., в 1926 – 63,2 тыс., в 1939 – 175,6 тыс., в 1959 – 285,3 тыс. жит.).

История Ижевска

Годом основания города считается 1760, когда на р. Иж графом П. И. Шуваловым было начато строительство Ижевского железоделательного завода, возле которого возник пос. Ижевский Завод. Гидроним Иж, вероятно, имеет финно-угорское происхождение и означает «вода, водный источник, река». Существует значительное число гидронимов, имеющих основу «иж/ыж». Важную роль в становлении населенного пункта сыграл горный инженер А. С. Москвин, который выбрал удачное место для завода, руководил его строительством и управлял им. В 1763 была возведена плотина, образовавшая Ижевский пруд, а также изготовлено первое железо. В 1763 Ижевский завод был взят в казенное (государственное) управление. В 1774 завод был занят войсками Емельяна Пугачева и сильно разрушен. В 1807 на базе железоделательного завода под руководством А. Ф. Дерябина был создан Ижевский оружейный завод. В 1859 Ижевский оружейный завод Сарапульского уезда Вятской губернии состоял из 4247 дворов с 21487 жителями. В 1916 было открыто движение по железнодорожной линии Агрыз – Ижевск – Воткинск.

В 1918 Постановлением Ижевского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов пос. Ижевский завод был преобразован в город Ижевск (однако официально статус города Ижевску был присвоен Постановлением ВЦИК лишь в 1925). С 1921 Ижевск – административный центр Вотской автономной области (в 1932 переименована в Удмуртскую автономную область), с 1934 – Удмуртской АССР. В 1933 в городе началось серийное производство мотоциклов. С началом Великой Отечественной войны в Ижевск был эвакуирован ряд промышленных предприятий. Город внес важный вклад в победу. За годы войны Ижевский машиностроительный завод произвел 11 млн. 145 тыс. винтовок и карабинов, более 15 тыс. авиационных пушек, почти 132 тыс. противотанковых ружей. Ижевские металлурги поставляли металл для производства оружия и военной техники. В 1949 на вооружение Советской Армии был принят автомата Калашникова, и в Ижевске было налажено его серийное производство. В 1966 с конвейера сошел первый ижевский автомобиль. В 1984 Ижевск был переименован в Устинов – в честь советского военачальника и государственного деятеля Дмитрия Федоровича Устинова (1908-1984). В 1987 городу вернули прежнее название. С 1991 Ижевск – столица Удмуртской Республики. Современный Ижевск – важный промышленный центр, оружейная столица России.

Станция Ижевск

Ижевск – крупный железнодорожный узел (линии на Агрыз, Пибаньшур, Воткинск). Железнодорожная станция Ижевск (первоначально – ст. Ижевск, затем – ст. Ижевск-1) была открыта в 1919.

Герб Ижевска

На гербе Ижевска на белом и голубом поле щита изображены переменных цветов клещи со стрелой, а также две зеленые рябиновые ветви с красными гроздьями. Клещи являются символом железоделательного производства, которое стало истоком формирования Ижевского завода. Их раскрытый вид означает открытость города. Стрела олицетворяет оружейное производство, ее обращенность вверх – стремление к высоте. С середины 19 в. клеймом Ижевского завода были лук со стрелой, которые были взяты с герба Вятской губернии. Рябиновые ветви с гроздьями указывают на географическое расположение Ижевска. Долгое время ижевчан называли «рябинниками». Существует точка зрения, что так называли влиятельных старообрядцев, носивших кресты из рябинового дерева. Рябину любили, садили в палисаднике, сушили на чердаках. Кроме того, рябиновая ветвь означает единение.