Станция Борисоглебск

Борисоглебск

Борисоглебск – город, административный центр Борисоглебского городского округа Воронежской области. Расположен в 223 км к востоку от Воронежа, на Окско-Донской равнине, при впадении р. Ворона в р. Хопер (левый приток Дона). Население – 60,7 тыс. жит. (2021) (в 1897 – 22,3 тыс. жит., в 1926 – 27,2 тыс., в 1939 – 52,1 тыс. жит.).

История Борисоглебска

Основан в 1698 в период строительства Петром I Азовского флота как крепость Павловская (Ново-Павловская; названа в честь Святого апостола Павла). Место возведения крепости было обусловлено судоходными реками и Теллермановским лесом. Поэтому здесь была создана пристань, где строили подсобный флот (струги и будары), а также отправляли лес на Хоперскую верфь, на которой строились крупные суда. В 1703 была возведена часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба (русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича; в 1015 они были убиты, по официальной версии, своим старшим братом Святополком). В 1704 от часовни Бориса и Глеба (впоследствии – церкви) Павловская крепость стала называться Борисоглебском (полное название города – Борисоглебской на Хопре; с течением времени приставка «на Хопре» отпала). В 1708 во время Булавинского восстания жители города встали на сторону повстанцев. В 1708 город Борисоглебской на Хопре был приписан к Азовской губернии. С 1719 Борисоглебск в составе Тамбовской провинции Азовской губернии (с 1725 – Воронежская губерния). В 1732 город был отнесен к Воронежской провинции. Борисоглебск терял военное значение и к середине 18 в. превратился в торгово-ремесленный город. С 1779 Борисоглебск – уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 – Тамбовская губерния).

С середины 19 в. Борисоглебск становится центром хлебной торговли. В 1862 город состоял из 905 домов с 9302 жителями. В 1869 через Борисоглебск прошла Грязе-Царицынская железная дорога. Город получил толчок к развитию промышленности и торговли. В 1922 в Борисоглебске была основана 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного флота (впоследствии – Борисоглебское авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова; Чкалов был в числе первых выпускников школы). В 1928 Борисоглебский уезд был упразднен, и город стал административным центром Борисоглебского района Центрально-Черноземной области, с 1934 – Воронежской области. В 1928-1930 город являлся также центром Борисоглебского округа. Во время Великой Отечественной войны Борисоглебск был прифронтовым городом; здесь было размещено значительное число госпиталей. Летом 1942 немецко-фашистскими войсками была захвачена правобережная часть Воронежа. Борисоглебск фактически превратился во временный центр Воронежской области. В 1996 Борисоглебский район был преобразован в город Борисоглебск-район, который в 2004 стал городским округом. Современный Борисоглебск – крупный промышленный центр.

Станция Борисоглебск

Железнодорожная станция Борисоглебск была открыта в 1869.

Герб Борисоглебска

На гербе Борисоглебского городского округа изображены золотые наконечник стрелы, три дубовых листа с двумя желудями. Наконечник стрелы указывает на расположение города при слиянии двух рек – Вороны и Хопра. Дубовые листья с желудями отражают основную достопримечательность города – Теллермановскую дубраву; их размещение в центре щита подчеркивает величие этого лесного массива. Червленый цвет герба отражает историческое прошлое борисоглебцев и их беспримерную самоотверженность, массовый героизм, проявленный в борьбе в годы Великой Отечественной войны. Черный цвет подножия щита и ровных, уходящих в сплошное красное поле полос, подчеркивает плодородие местной земли.