Герои «своего времени» Федор Сухов и Данила Багров

Фильмы «Белое солнце пустыни» (1970) и «Брат» (1997) в России являются культовыми. А главные герои этих фильмов, Федор Сухов и Данила Багров, несмотря на разницу в эпохах, имеют много общего.

Оба героя – простые русские парни, которые возвращаются домой после войны. Красноармеец Федор Иванович Сухов не был дома долгое время (вероятно, более 10 лет), пройдя путь по свету белому «От Амура до Туркестана». Пришел он в армию в возрасте Петрухи, скорее всего, еще до Первой мировой войны (призывали в армию в царское время с 21-летнего возраста). События же фильма «Белое солнце пустыни» относят приблизительно к 1922 году. Данила Багров, вероятно, прослужил гораздо меньше Сухова – 1,5-2 года.

Сухов и Данила Багров – люди обаятельные, храбрые и сильные духом, которые не пасует перед любыми трудностями. Оба хорошо стреляют, умеют обращаться с взрывчатыми боеприпасами, владеют приемами рукопашного боя. Но главное их преимущество, несомненно, заключается в способности быстро соображать, в находчивости и изобретательности. В любых ситуациях Сухов и Данила Багров остаются невозмутимыми, не теряют самообладания. Это и помогло им выжить на войне. Как говорит о Сухове красный командир Рахимов – он один целого взвода стоит, а то и роты. Да и Данила Багров тоже боец хоть куда. Сухов и Данила привыкли к армейской дисциплине и порядку (Сухов: «Вопросы есть? Вопросов нет!»)

Оба героя немногословны, скромны (Сухов: «Это точно!», Данила: «В штабе, там писарем просидел, знаешь»). Делают они все четко и основательно. Движения их без суеты. У них даже походка какая-то одинаковая, «экономная» для сил. Оба борются по сюжету с бандитами; как и многие в России умеют выпить. Красноармеец Сухов вооружен именным револьвером системы Нагана. Данила тоже имеет револьвер, который достался ему от бандита, требовавшего дань от «Немца».

Сухов и Данила – люди верные дружбе, готовые прийти на помощь. Сухов спасает Саида. Данила помогает кондуктору в трамвае, «Немцу», спасает режиссера Степана. Хотя герои вроде бы могли и «пройти мимо». Сухов говорит, выкапывая Саида: «Двоих таких откопал – ничего... третий попался. Вытащил, а он меня за горло. Бандит оказался. Вот такая история. Его свои ж зарыли, еле отбился». В лице Саида и «Немца» Сухов и Данила Багров находят друзей, которые в знак благодарности готовы выручить их в трудную минуту.

Оба героя щедры, не страдают жадностью. Сухов делится с Саидом продуктами, приказывает Петрухе отдать Саиду коня. Данила готов поделиться только что полученными деньгами с «Немцем» и Кэт (хотя совсем недавно приехал в Санкт-Петербург без гроша).

Оба героя сильны приверженностью своим жизненным принципам. Федор Сухов верен революционному долгу. Данила – идеалист, жизненное кредо которого «сила в правде». Поэтому он, уверенный в своей правоте, действует быстро и без колебаний. При этом Данила, видимо, и не знает, что еще в 1240 году перед Невской битвой князь Александр Ярославич сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде!»

Имеются между Федором Суховым и Данилой Багровым и существенные различия.

Сухов – зрелый, спокойный и вежливый человек, который, вероятно, знает, кто он и для чего живет. Происходящее с ним он принимает с редким самообладанием («Поживем – увидим»!) Данила же молод, стремиться понять смысл жизни («Вот ты умный, немец… Скажи мне – мы зачем живем?») Данила сильно пострадал от войны и уже многое потерял.

Сухов – интернационалист, «боец за счастье трудового народа всей земли». При этом он понимает, что люди разные и в общении необходимо знать и учитывать местные традиции и психологию («Восток – дело тонкое!») Даниле же до интернационалиста, мягко говоря, далеко.

Сухов – верный муж, преданный до последнего вздоха Катерине Матвеевне, несмотря на то, что сопровождает красавиц из гарема, которые считают его своим новым мужем (Гюльчатай: «Господин назначил меня любимой женой!») Данила же в этом отношении постоянством Сухова не отличается.

Федор Сухов в душе человек мягкий, веселый и ироничный («Смотри, больше не закапывайся!», «Эй! Абдулла! Ты еще в чадре или переоделся мужчиной?») Данила более серьезен.

В Сухове видна крестьянская обстоятельность и бережливость. Он любит свою деревню, Данила же ищет счастья на стороне. Поэтому Сухов стремиться попасть на Родину, домой. У Данилы же «настоящего дома» еще нет.

Имеют главные герои и хобби. Сухов в любовной тоске мысленно пишет романтичные письма Катерине Матвеевне, Данила любит слушать музыку. Музыка из фильмов во многом и передает характеры героев. В «Белом солнце пустыни» она грустно-веселая, в «Брате» – тревожная (особую атмосферу фильмам, конечно, задают солнечный Туркестан и сумрачный Петербург).

Сухов и Данила Багров – герои разных эпох (социализма и капитализма). Поэтому Данила «за свои труды» получает полные карманы долларов. Сухову же деньги, видимо, особо и не нужны (хотя мог бы забрать из музея парочку «ковров похуже» 11 века).

Фильмы «Белое солнце пустыни» и «Брат» заканчиваются хеппи-эндом. Победив врагов и «восстановив справедливость», Сухов и Данила Багров уходят как настоящие герои. Сухов уходит в пустыню, Данила едет в Москву:
– А едешь-то куда?
– В Москву…
(«Кто в Москве не бывал – красоты не видал», «В Москву ехать надо, в Москве вся сила»).